Меню

Загрузка...

Для отпугивания хищников бабочки используют межвидовое скрещивание

03.11.2012

Чтобы получить наиболее эффектный узор, который отпугивал бы хищников, бабочки геликонии используют сложную эволюционно-генетическую технику обмена генами между видами.

Геликонии были открыты в американских тропиках и субтропиках в прошлом веке и с тех пор служат благодарным объектом в исследованиях генетиков. Эти бабочки несут на крыльях характерный чёрно-красный узор, который должен напоминать хищникам о ядовитости. Узор разнится от вида к виду, и многообразие вариантов окраски делает геликоний удобным объектом для эволюционно-генетических штудий.

Очевидно, в ходе эволюции задачей бабочек было научиться как можно более эффективно отпугивать хищников. Чтобы добиться этого, геликонии используют довольно необычный метод. В статье, опубликованной в журнале Nature, международная группа исследователей сообщает о «межвидовом промискуитете», посредством которого бабочки получают возможность выбрать из множества вариантов окраски самый пугающий. Учёные проанализировали геномы видов с повторяющимися мотивами в узорах на крыльях. Оказалось, что сходство в окраске сопровождается сходством геномов: целые комплексы генов, отвечающих за распределение пигмента, оказались одинаковыми у нескольких разных видов.

Причиной этого, по словам учёных, может быть только интрогрессия, или межвидовая гибридизация. Мы привыкли к тому, что при межвидовом скрещивании не получается плодовитого потомства: первое поколение гибридов оказывается последним. Но в некоторых случаях это правило может не соблюдаться, если гибридный потомок будет скрещиваться с представителями родительских видов. В результате родительский вид обогатится вариантами генов, принадлежащими другому виду, тому, с которым они до этого дали жизнь гибриду.

Такой путь обмена генами — явление чрезвычайно редкое, особенно у животных (у растений интрогрессия случается чаще). Обычно изменения в признак вносятся посредством мутаций и последующего отбора наиболее удачного варианта. Но этот способ слишком медлен. Обмен же генами и блоками генов между видами позволяет искать удачные варианты признака гораздо быстрее. Очевидно, бабочкам геликониям удалось овладеть этой сложной, но весьма эффективной эволюционно-генетической техникой.

Подготовлено по материалам Компьлента

Гусеницы чуют любовные объяснения взрослых бабочек

Феромоны взрослых бабочек несут двойной смысл: с одной стороны, они привлекают половозрелого брачного партнёра, с другой — приманивают неполовозрелых личинок на новую кормовую территорию.

У стрекоз нашли избирательное внимание

В психологии есть понятие избирательного (выборочного) внимания, под которым подразумевается способность концентрироваться на каком-то одном элементе сложного раздражителя и пренебрегать остальными. Например, когда теннисист собирается отбить летящий к нему мяч, это самое избирательное внимание работает у него на полную катушку.

Пуганые гусеницы едят меньше, но растут быстрее непуганых

Чтобы не ползать на виду у хищников, гусеницы табачного бражника сокращают свой паёк, но при этом перестраивают метаболизм так, чтобы эффективнее использовать те небольшие порции пищи, которые им удаётся получить.

Для отпугивания хищников бабочки используют межвидовое скрещивание

Морская вода - среда обитания огромного количества микроскопических существ.

Другая вселенная гораздо ближе чем мы думаем. Фотографии, сделанные сотрудниками беломорской биологической станции, расположенной на Белом море. Морская вода - среда обитания огромного количества микроскопических существ.

счетчик посещений