Меню

Загрузка...

У стрекоз нашли избирательное внимание

03.01.2013

В психологии есть понятие избирательного (выборочного) внимания, под которым подразумевается способность концентрироваться на каком-то одном элементе сложного раздражителя и пренебрегать остальными. Например, когда теннисист собирается отбить летящий к нему мяч, это самое избирательное внимание работает у него на полную катушку.

До некоторых пор считалось, что способность выделять одну цель (или один фактор) из нескольких есть свойство сугубо человеческого мозга. Затем избирательное внимание обнаружили у приматов. Наконец, в статье, опубликованной в Current Biology, исследователи из Аделаидского университета (Австралия) сообщают, что они зафиксировали феномен у стрекоз.

Учёным удалось найти среди зрительных нейронов стрекозы те, что позволяют хищникам сконцентрироваться на мелкой подвижной добыче. И сигнал, который эти нейроны испускали, включал механизм конкурентной избирательности, когда все ресурсы направлялись на то, чтобы выследить конкретный объект.

Охотящаяся стрекоза имеет дело с тучей мух, комаров и пр., и очевидно, что ей приходится как-то решать, на ком остановить, так сказать, свой взор. Без избирательного внимания стрекоза вряд ли выжила бы — просто не сумев сосредоточиться на добыче. Но без обнаружения конкретных избирательных нейронов всё это так и оставалось бы обычными рассуждениями (хотя всё равно кажется удивительным, что этот нейронный феномен удалось обнаружить у существ, которые появились на Земле свыше 300 млн лет назад).  То, что избирательное внимание можно обнаружить даже в относительно простой нервной системе насекомых, позволяет исследовать его более подробно: всё-таки насекомые предоставляют исследователям бóльшую свободу, чем человек или даже приматы.

Подготовлено по материалам Компьюлента

Гусеницы чуют любовные объяснения взрослых бабочек

Феромоны взрослых бабочек несут двойной смысл: с одной стороны, они привлекают половозрелого брачного партнёра, с другой — приманивают неполовозрелых личинок на новую кормовую территорию.

У стрекоз нашли избирательное внимание

Пуганые гусеницы едят меньше, но растут быстрее непуганых

Чтобы не ползать на виду у хищников, гусеницы табачного бражника сокращают свой паёк, но при этом перестраивают метаболизм так, чтобы эффективнее использовать те небольшие порции пищи, которые им удаётся получить.

Для отпугивания хищников бабочки используют межвидовое скрещивание

Чтобы получить наиболее эффектный узор, который отпугивал бы хищников, бабочки геликонии используют сложную эволюционно-генетическую технику обмена генами между видами.

Морская вода - среда обитания огромного количества микроскопических существ.

Другая вселенная гораздо ближе чем мы думаем. Фотографии, сделанные сотрудниками беломорской биологической станции, расположенной на Белом море. Морская вода - среда обитания огромного количества микроскопических существ.

счетчик посещений