Меню

Загрузка...




Что Такое бонсай?

25.10.2011

    Японское слово "бонсай" переводится по-разному. Самое распространенное толкование - "дерево в плошке (горшке) или на подносе". Иногда это слово переводится как "срез или обрезка дерева", то есть дерево, которое стригут. Бытует ошибочное мнение, что бонсай - это изначально карликовое деревце, и стоит только посеять его семечко, как через некоторое время вы получите очередную живую миниатюру.
     Конечно же, это не так. Тем и сложно искусство создания бонсай, что из обыкновенного растения мастер делает его маленькую копию. Конечно же, перед тем, как начать формировать карликовое дерево, тщательно отбирается подходящий экземпляр, как правило, используются виды и сорта деревьев с уже имеющимися задатками миниатюрности: мелкими листьями или хвоинками, цветками или плодами, с обильным ветвлением.

  Так что же такое бонсай?

  Это миниатюрное растение, как правило, не выше 1 м, в точности по своей структуре повторяющее облик взрослого дерева. Если добавить к этому различные атрибуты, сопровождающие любой бонсай (мох, камни и т. д.), то мы получим еще и имитацию кусочка природного ландшафта. Существует также неправильное представление, будто для того, чтобы удержать растение в определенном размере, его подвергают разнообразным лишениям. На самом деле, если растение слабое и медленно растет, создать из него бонсай практически невозможно. Что же касается обрезок, то практически все садовые растения в них нуждаются, и при этом никому в голову не приходит их жалеть. Недоумение у непосвященных вызывают также слишком маленькие контейнеры, в которых растет бонсай. Но если сравнить соотношения корневой системы и надземной части бонсай с пропорциями дерева в природе, то сравнение будет явно в пользу первого, так как очень редко дикому растению предоставляется "отдельная квартира", к тому же ему постоянно приходится конкурировать со своими соседями за площадь питания. Среди распространенных заблуждений есть и такое: чтобы не дать растению вырасти, ему периодически надо подрезать корни. Еще раз подчеркиваем, что мастер работает только с надземной частью, не давая ей сильно вытянуться, рост же корней ограничен размерами плошки. Таким образом, сохраняется постоянный оптимальный баланс между размером и формой дерева, плошкой и корневой системой. Итак, бонсай - это миниатюрное дерево в специальной плошке, подвергающееся в течение всей своей жизни формированию, то есть поддержанию определенной формы и размера различными приемами.

    Предположительно еще 2000 лет назад в Древнем Китае и даже еще раньше, в Древнем Египте, во времена фараонов, люди выращивали растения в горшках. Листья, цветы и корни растений применялись в кулинарных или медицинских целях, поэтому они должны были расти в непосредственной близости от жилья. Но что для нас не менее важно, многие растения в горшках использовались уже в те далекие времена просто как живые украшения, исключительно в эстетических целях.

   Без соответствующего, правильно подобранного по форме и цвету сосуда бонсай выглядит как картина без рамы. Вот почему во всех больших коллекциях бонсай каждый сосуд, как и само растение, уникальны, отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету глазури и форме ножек. По торжественным поводам любители бонсай в Восточной Азии выставляют одно или несколько своих самых лучших растений на самое видное место в доме как предмет Для любования и созерцания. Для этого обычно используется деревянный столик или подставка, художественно изготовленная из дерева. Ошибочно полагают, что страной происхождения бонсай является Япония. Япония, конечно, внесла большой вклад в в развитие и совершенствование бонсай, но она была лишь связующим звеном при распространении бонсай между Китаем и остальным миром. Первое упоминание о бонсай появляется в хрониках храма Касуга в камакурский период (1192 -1333 гг.). Изображения бонсай мы можем увидеть на знаменитых иллюстрированных свитках настоятеля Хонена. На иллюстрациях - деревья естественных форм, растущие в ванночках и расставленные на полке. Бонсай уже в то время служил целям познания. Хотя иллюстрированный свиток был создан в период Камакура, изображает он главным образом жизнь хэйанского периода (794 -1191 гг.). Это означает, что бонсай существовал и раньше. В знаменитой пьесе "Хатиноки" (дерево в горшке) театра Но говорится о сливе, вишне, сосне как о горшечных растениях. После победы Японии в японо-китайской войне в 1895 г в этой стране пробудился огромный интерес к бонсай. У него появились многочисленные влиятельные поклонники: ценителями и коллекционерами бонсай стали гиганты политического и делового мира. Это благотворно сказалось на развитии уникального искусства. Стволы и ветви формировались в манере художественных образцов модных в те годы южно китайских школ живописи: "горчичный сад", "альбом бамбука", с присущей им напряженной динамикой. Массовым увлечением стали прогулки на природе, натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей и на этой основе -создание деревьев высокохудожественных форм. Так возникло огромное разнообразие современных стилей бонсай: "прямой ствол", "склоненный ствол", "скрученный ствол", "каллиграфическое дерево", "обрыв", "полу обрыв", "пень", "бамбук и камни" и др. Настоящим открытием в истории бонсай стало применение проволочной обвязки. Ранее в процессе культивирования применялись прививки, черенкование, прищипывание лишних почек и обрезание ветвей, но интенсивного формирования дерева достичь не удавалось. Примерно в 1896 г. один любитель бонсай из Осаки послал своему товарищу в Токио деревце сосны, ветви которого во избежание поломки были зафиксированы проволокой. Благодаря этому случаю открылась возможность свободно формировать ствол и ветви с помощью проволоки. В эпоху Мэйдзи (1868 -1911 гг.) наиболее подходящими для бонсай считались китайские плошки, антикварные и новые. Они импортировались из Китая. Одновременно было налажено их производство и обжиг по китайским образцам в Японии. Экземпляры бонсай отбирались из числа старых карликовых деревьев. Их разыскивали в горах по всей стране. Наряду с этим развивалось и искусственное культивирование - высадка черенков, отводки, деление, прививки. Численность культивируемых видов достигла 300.

    По размеру бонсай стабилизировался в основном на уровне 54 см высоты ствола. В те годы бонсай был главным образом украшением ниши в японском доме и он должен был гармонировать с комнатой. Развивались методы любования бонсай. Помимо украшения домашней ниши их стали экспонировать при проведении чайных церемоний. Тогда же началась публикация исследований о бонсай, создание ассоциации, выпуск "Новостей искусства бонсай". Великое землетрясение в сентябре 1923 г. в районе Канто нанесло сокрушительный удар по токийскому клубу бонсай. Тем не менее с 1933 -1934 гг. бонсай вновь переживает популярность по всей стране. В ответ на растущий интерес в Токийском муниципальном музее искусства проходит годовая выставка, посвященная творческим тенденциям бонсай. Некогда бонсай рассматривался исключительно как забавы богатых людей. В настоящее время он стал восприниматься как искусство и увлечение широкой общественности, особо популярный у людей, проживающих в густонаселенных городских районах. Стремление к гармонии с природой - одна из характерных черт японского народа. Нужно увидеть японские острова, чтобы понять, почему японцы считают природу мерилом своих представлений о прекрасном. Япония - это страна зеленых гор и морских заливов, край живописнейших панорам. Японцы стремятся жить в согласии с природой. Архитектор возводит свои постройки так, чтобы они сочетались с ландшафтом, садовник воссоздает естественную природу в миниатюре. В Европу первый бонсай привезли на Всемирную выставку во Францию в 1878 г., но там его не оценили по достоинству. А в 1909 г. экспозиция бонсай была продемонстрирована в Англии, где встретила очень теплый прием. С этого времени у бонсай появились многочисленные поклонники по всему миру, стали появляться клубы любителей этого искусства.
В нашу страну бонсай попал лишь в 1974 г, когда госпожа Сигимицу (супруга посла Японии в Москве) подарила Главному ботаническому саду часть своей коллекции.

   Первое производство миниатюрных деревьев в России было организовано в 1990 г. в подмосковном колхозе "Красная Нива". За десять лет его существования организованы 13 выставок "Бонсай в России", на которых экспонировались деревья, выращенные в этом хозяйстве и типичные для нашей климатической зоны. Бонсай - это не просто искусство выращивания дерева в горшке, это -сохранение вида для будущих поколений. Если ребенок с детства сам принимает участие в выращивании зеленого друга то любовь к природе останется с ним на всю жизнь. Создание клубов по всему миру способствовало расширению видов растений, которые традиционно использовались в Японии для бонсай. Бонсай может жить при надлежащем уходе столетиями. В Японии отдельные экземпляры передаются в одной семье из поколения в поколение, они - живое напоминание о людях, ухаживавших за ними на протяжении столетий. Старый, древний бонсай, как правило, почитается и оценивается выше молодого, но возраст для хорошего бонсай - не главное. Более важно, чтобы дерево производило желаемый художественный эффект, гармонировало бы с подходящей посудой и было бы в хорошем состоянии. Бонсай часто напоминает природные пейзажи. Но мастер никогда не занимается просто копированием.

  Дерево с узловатым и гнутым стволом создает впечатление глубокого возраста. Панорама леса может быть создана посадкой нескольких деревьев на одном подносе. Два дерева символизируют семейную пару, а три дерева - родителей и ребенка. Настроение, передаваемое бонсай, может намекать на драматические сцены театра Но или танцев Кабуки, на комические, глуповатые и даже гротескные характеры. Но в любом случае бонсай должен выглядеть естественно, не обнаруживая каким-либо образом вмешательство человеческих рук. Через искусство бонсай человек имеет возможность проникнуться огромной любовью и уважением к природе, приобщиться к вечным духовным истинам. Примечательно, что дерево бонсай помещается, как правило, вне центра контейнера. Дело не в том, что асимметрия важна для зрительного впечатления, а в том, что центр - это место, где встречаются и взаимодействуют земля и небо, человек и божество. Ничто и никогда не должно занимать это место. Другой эстетический принцип бонсай заключается в трехсторонней взаимосвязи, необходимой для достижения зрительного равновесия. Традиция гласит, что для создания бонсай необходимы три основополагающие добродетели: истина, добро и красота. Говорят, что для достижения успеха творец бонсай должен обладать благожелательностью, чувством справедливости, деликатностью, мудростью, последовательностью. На протяжении веков бонсай был эффективным средством достижения человеком гармонии его интеллектуальных, моральных и эстетических начал.

http://bajdak.ucoz.ua

Гусеницы чуют любовные объяснения взрослых бабочек

    Феромоны взрослых бабочек несут двойной смысл: с одной стороны, они привлекают половозрелого брачного партнёра, с другой — приманивают неполовозрелых личинок на новую кормовую территорию.

У стрекоз нашли избирательное внимание

   В психологии есть понятие избирательного (выборочного) внимания, под которым подразумевается способность концентрироваться на каком-то одном элементе сложного раздражителя и пренебрегать остальными. Например, когда теннисист собирается отбить летящий к нему мяч, это самое избирательное внимание работает у него на полную катушку.

Пуганые гусеницы едят меньше, но растут быстрее непуганых

    Чтобы не ползать на виду у хищников, гусеницы табачного бражника сокращают свой паёк, но при этом перестраивают метаболизм так, чтобы эффективнее использовать те небольшие порции пищи, которые им удаётся получить.

Для отпугивания хищников бабочки используют межвидовое скрещивание

   Чтобы получить наиболее эффектный узор, который отпугивал бы хищников, бабочки геликонии используют сложную эволюционно-генетическую технику обмена генами между видами.

Морская вода - среда обитания огромного количества микроскопических существ.

    Другая вселенная гораздо ближе чем мы думаем. Фотографии, сделанные сотрудниками беломорской биологической станции, расположенной на Белом море. Морская вода - среда обитания огромного количества микроскопических существ.

счетчик посещений