Холодное оружие востока и запада.

Загрузка ...

  В течение столетий свою свободу, честь, богатство и дом можно было защищать, лишь сражаясь за них. Люди решали свои споры, боролись за честь, искали свою судьбу и славу с помощью оружия. Оружие, как живой памятник истории, хранит в себе этапы развития и совершенствования человеческой мысли в ее стремлении получить наиболее эффективное решение встающих проблем. Оружие отражает уровень знаний и развития технологии своего времени.
  Ввиду того, что от уровня вооружения зависела жизнь человека, оружие всегда находилось в высшей точке человеческих достижений, заимствуя все наиболее передовые мысли и технические решения. Мы ненавидим войну, но оружие является частью передовой человеческой мысли. Всякий культурный человек должен иметь возможность составить себе представление об этой части человеческой культуры.
  Так, любой образчик оружия является памятником декоративно-прикладного искусства, а лучшие экземпляры ? это шедевры, созданные руками великолепных мастеров-ювелиров, чеканщиков, гранильщиков, резчиков по дереву и металлу, эмальеров.  Причем очень четко прослеживается связь между красотой, удобством и эффективностью, действенностью оружия. Содержание и форма мысли оказываются едины, и красота оружия служит внутренним ориентиром его функциональности.



ОРУЖИЕ С ДЛИННЫМ КЛИНКОМ


     Свое происхождение древние мечи ведут от каменных и деревянных дубин, для которых очень скоро было замечено, что усилия, эффективности можно достичь не только за счет утяжеления, но и за счет истончения одного из краев, придавая тем самым ему не только ударные, но и рубящие свойства. Эти каменные мечи дикарей уже имели некоторые важные черты, указывающие на их значение в качестве рубящего оружия: во-первых, изогнутый край, смещенный к концу центр тяжести, своеобразный набалдашник (головка), препятствующий соскальзыванию руки во время удара. Такие мечи уже обладают хорошо выраженной функциональной целесообразностью, однако до эры мечей еще очень далеко и главным оружием являются копье, топор и дубина. Более простые по исполнению, более мощные и эффективные, они надолго захватили лидирующие высоты. Кроме того, как выяснилось позднее, меч не только более разнообразен по форме, но и по технике применения далеко не прост; меч ? оружие профессионального, хорошо обученного воина, требующее для эффективного применения длительной подготовки, в то время как топор выглядит более естественным и понятным.
     Интересно, что варвары, завоевавшие Рим, носили, в основном, топоры и копья ? эволюционно более древнее оружие, в то время, как хорошо обученные, имеющие длительную военную историю римские войска, имели мечи, копья, луки ? более изощренное оружие. Но римская цивилизация уже перешла вершину своего развития и была разрушена более молодыми, хотя и хуже вооруженными народами. Таким образом, для появления и широкого распространения мечей необходимы были как определенные технические достижения (овладение железной рудой, отливка металла, воздуходувные приспособления, без которых невозможно достичь температуры плавления железа и т. д.), так и наличие хорошо обученных военных, тратящих большую часть жизни на совершенствование и отработку мастерства в боевых искусствах. Немного терминологии.
     Основными элементами длинного клинкового оружия являются клинок и эфес. Клинок ? это основная колющая, рубящая или колюще-рубящая рабочая поверхность оружия эфес ? часть клинка, предназначенная для удержания его в руке и защиты руки от ударов оружия противника. Конец клинка, предназначенный для колющих ударов, называется острием.
    Клинок может иметь заточку с одной или нескольких сторон, и заточенная сторона называется лезвием. Если лезвие оканчивается, не доходя до эфеса, то оставшаяся часть называется телом. В однолезвийных клинках обратная, не заточенная часть клинка называется обухом, или спиной. Желобок, идущий вдоль клинка, но не доходящий до острия, называется долом, если же вдоль клинка идет утолщение в виде грани, оно называется ребром. Эфес содержит рукоять, обычно деревянную и покрытую кожей, крестовину ? элемент, отделяющий рукоять от лезвия и предохраняющий руку от соскальзывания на него, функция которой - в защите пальцев - и головку, или набалдашник, которым заканчивается ручка. Иногда крестовину и гарду объединяют под общим названием гарды. Ножны - чехол для ношения клинка ? обычно делают деревянными и обтягивают кожей, а скрепляющие металлические элементы называются прибором и имеют устье (часть крепления вблизи отверстия ножен) и наконечник ? закрытый конец ножен. Вблизи устья ножен расположено кольцо для крепления и перевязи (ленте для ношения мечей).
     Основными характеристиками являются общая длина и вес, длина, ширина, толщина и форма клинка. Клинковое оружие принято характеризовать как колющее, рубящее или колюще-рубящее. Наиболее ярким приме ром колющего оружия являются шпага и рапира. Колющее оружие всегда прямое и легкое, с не слишком мощным, иногда слабым клинком, приспособленным для протыкания незащищенного доспехами противника. Центр тяжести колющего оружия смещен возможно ближе к рукояти, что делает острие подвижным и легко управляемым. Рукоять закрыта широкой гардой для предохранения руки от уколов оружия противника. Иногда гарда делалась сложной ажурной формы и служила как для защиты руки владельца, так и в качестве ловушки. Тонкий клинок оружия противника, попав в такую гарду, Lувязал¦ и застревал в ней, в то же время рука владельца клинка все - же оставалась недосягаемой.
     Хорошим примером рубящего оружия являются кривые мечи со смещенным к концу центром тяжести, распространенные в Китае (Lта-тао¦), на Филиппинах (Lклеванг¦), Индонезии . (Lпаранг¦), Малайзии (Lмандау¦). Рубящее оружие предназначено для нанесения мощных ударов, часто по защищенному доспехами противнику, поэтому центр тяжести максимально удален от эфеса, часто смещен в кончик за счет расширения и утяжеления клинка к концу. Для усиления разрезающей способности клинок рубящего оружия, как правило, делается изогнутым. Таким образом, рубящее оружие становится неудобным для фехтования, которое требует прямого и легкого оружия. В результате пехота почти сплошь вооружается колющим оружием, в то время как конница ? рубящим. Сказывается прежде всего то, что колющее оружие более скоростное, колющий успевает раньше поразить противника из-за меньшего замаха, т. е. выигрыш в скорости происходит за счет отсутствия дополнительных подготовительных движений, необходимых при нанесении рубящего удара. Кроме того колющий меньше раскрывается при нанесении удара, чем рубящий.
      Однако, все преимущества колющего оружия сходят на нет при необходимости бороться с защищенным доспехами противником. Необходимо совмещение колюще-рубящих качеств, что достигается за счет уменьшения кривизны клинка. Клинок с малой кривизной годится не только для колки, но и для рубки. Типичный пример ? Lкатана¦ ? японский слабоизогнутый меч с клинком около 70 см. Универсальное, колюще - рубящее оружие, как правило, прекрасно сбалансировано, имеет одно и двустороннюю заточку и является идеальным оружием профессионала. Разберем особенности применения, строения и развития различных видов клинкового оружия на конкретных примерах.



ЯПОНСКОЕ КЛИНКОВОЕ ОРУЖИЕ



     Японское клинковое оружие традиционно классифицируется по длине клинка, и каждый вид имеет свое название:

Нодати двуручный меч с клинком длиннее 84 см.

Катана(или дайто) самый распространенный вид клинкового оружия, клинок от 61 до 76 см;

Тати придворная сабля самурая, имеющая клинок как и у катана, но более пышное декоративное убранство;

Тиисагатана  придворная сабля, имевшая клинок длиной от 46 до 61 см;

Вакидзаси (или шото) явилась парой (дай-то) к катана или тати и имела клинок от 40 до 51 см;

Танто боевой нож, часто носившийся вместо ва-кидзаси и имевший клинок от 28 до 40 см;

Кайкен короткий нож с прямым клинком от 8 до 16 см, часто носимый, и применяемый женщинами.
    Это основные типы, внутри которых имеются различные варианты. Хотя меч и не древнейшее оружие, он занимает центральное место среди оружия Японии. Его правильно было бы назвать оружием души военной касты. Отношение к мечу и этика кен-дзюцу (впоследствии кен-до) составляли неотъемлемую часть кодекса Бусидо, определявшего весь уклад жизни самурая. Меч, наряду с зеркалом и яшмовым ожерельем, входил в число священных символов императорской власти, он был отличительным признаком общественного положения самурая, символом чистоты, лучшим драгоценным подарком. Меч преподносили лицам высокого происхождения, храмам по поводу каких-либо торжеств, послам иных государств в знак особого расположения. Ношение меча было строго регламентировано.
     При императорском дворе строго соблюдался этикет в отношении формы и украшения ножен и рукоятки, их цвета, орнаментации, количества и места гербовых знаков. Существовало более десяти вариантов одна сабля носилась только при дворе, другая только во время военных действий, третья во время похорон и т. д. Впрочем, в основе своей, предписания этикета носили прикладной характер. Например, преклонение колена перед вышестоящим по иерархической лестнице самураем не только означало покорность, но и приводило в положение, из которого трудно быстро обнажить меч и напасть. Если неизвестный носит более длинный из пары мечей на правом боку (т. е. его нужно доставать левой рукой), то он исполнен мирных намерений, если же на левом это признак агрессии. В дружественном доме более длинный меч снимался вообще и отдавался слуге (в знак добрых намерений), который относил его в соседнюю комнату с соответствующими почестями и клал на деревянную горизонтальную подставку.

      Если же визит затягивался или проходил в совершенно дружественной обстановке, то и короткий меч снимался и располагался справа, поблизости от сидящего, при этом рукояти были обращены к владельцу, а клинок в ножнах к хозяину. Положить меч рукоятью к хозяину значило нанести ему оскорбление, усомнившись в его молниеносности и мастерстве фехтовальщика. Любые движения в сторону меча гостя считались бесчестными и могли вызвать негативную реакцию, попытка же коснуться чужого меча или оттолкнуть его в сторону воспринималось как вызов. Вызовом на поединок служило также бряцание гардой о ножны, т. е. неполное обнажение и задвигание меча, повторенное несколько раз. Наиболее древние мечи в Японии сделаны из дерева или камня, однако с началом обработки металлической руды в V-VI веке появляются металлические клинки, которые сначала имеют много заимствований из Китая. Для улучшения боевых качеств клинков их делают не сплошными, а путем сковки нескольких разнородных железных пластинок. Вплоть до XI века в военном деле применялись мечи с обоюдоострыми прямыми клинками. Однако постепенно клинок эволюционировал. Около 710 г. сформировался стиль меча с заточкой лезвия с одной стороны и ручкой для захвата двумя руками. Амакуни, первый японский фехтовальщик, ставший человеком-легендой, осознал, что прямой меч недостаточно гибок и прочен и ввел меч с изогнутым лезвием. Этот меч стал популярен, когда в между усобных войнах стала сказываться сила кавалерийских атак. Меч с кривым, так называемым, сабельным лезвием оказался более удобным как для рубящих ударов с коня, так и для защиты от нападения сверху (пешего от конника). К XII веку японский меч принял свою классическую форму, просуществовавшую без изменений до XIX в, За самураями закрепилось наследственное право ношения двух мечей в паре О-дачи (длинный меч) и ко-дачи (короткий меч). Каждый меч имел свое назначение и мечи могли быть использованы как в паре, так и отдельно друг от друга. Из-за исключительного искусства с каким самурай владели мечом, вскоре он стал наиболее уважаемым и вызывающим страх оружием. В эту эпоху появились пословицы в стиле нет ничего между небом и землей такого, что могло бы испугать носящего на боку меч, судьба человека в руках небес, но искусный боец не подпустит смерть к себе и т. д. Одной из важнейших характеристик меча было качество и толщина лезвия. Именно поэтому искусство ковки клинка передавалось из поколения в поколение, а кузнецы часто занимали высокое общественное положение среди них были самураи и придворные. Работа по изготовлению клинка была связана с выполнением сложных культовых обычаев и способ их изготовления сохранился неизменным во все время существования. Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая, соединяясь с мягким сварочным железом в огне древесного угля, проковывалась и охлаждалась. Затем раскованный в полосу сплав мастер сгибал вдвое, опять проковывал в горячем состоянии, снова складывал и вновь проковывал, и так много раз. В конечном итоге число тончайших слоев доходило до нескольких десятков. После этого полосы металла зарывали в землю на 8?10 лет, чтобы в процессе коррозии прежде всего разъедались и выпадали в виде ржавчины частички металла, содержащие вредные примеси затем несколько таких полос сваривались и многократно проковывались в итоге, получавшаяся стальная полоса обладала очень высоким процентным содержанием углерода, что придавало клинку эластичность и твердость. В наше время выяснилось, что руда клинков содержала окись молибдена, благодаря чему клинки обладали столь высокими качествами. После того, как клинок был откован, он подвергался закалке. Сначала мастер полностью покрывал клинок смесью из глины, речного песка и угольной пыли, а затем тонкой бамбуковой палочкой снимал часть этого покрытия с лезвия. Образующаяся при этом граница между чистым лезвием и частью клинка, остающейся покрытой, могла быть очень сложной формы. Держа клинок клещами, мастер раскалял его до определенной температуры, которую определял по цвету накала, причем, в основном, такая работа проводилась в темноте, чтобы можно было лучше разглядеть этот цвет. После этого клинок опускался в воду, температура которой определялась также опытом кузнеца. Имела значение также чистота воды, поэтому кузницы строились на берегах быстрых рек. После за